Стили бонсай — классификация и правила формирования (с фото)

Предлагаем статью на тему: "стили бонсай — классификация и правила формирования (с фото)", собранную из авторитетных источников.

Книги

Уважаемые клиенты!

Клуб бонсай открывает новый сервис – Бесплатная Библиотека книг и журналов о бонсай.

За годы работы у нас собралась небольшая, но достаточно качественная специализированная коллекция книг и журналов о бонсай, которую мы стараемся регулярно пополнять. Большинство литературы на английском языке, поскольку качественных книг о бонсай на украинском и русском языках нет на рынке. Ниже представлены те экземпляры литературы с коротким описанием, которые есть в наличии.

Теперь все желающие могут почитать интересующую литературу. Просьба предварительно информировать о Вашем визите и заинтересовавшей книге или журнале, чтобы мы ее для Вас подготовили.

Читать книги можно только на территории Клуба.

Как только будут появляться новые книги — сразу будем выставлять их на сайт.

Ждем все в гости

Базовая книга для новичков. Написана доступно и легко. Описаны основные условия содержания комнатных и уличных бонсай, правила пересадки, стрижки, формирования. Автор касается базовых правил классификации бонсай, описывает основные стили бонсай и техники формирования деревьев. Кратко описаны способы выращивания бонсай.

Начиная с 2017 года мы оформили подписку на журнал Bonsai focus, который выходит раз в квартал. Первый номер за Март-Апрель уже у нас. Ждите следующие выпуски.

Единственная «стоящая» книга о бонсай на русском языке для людей, которые начинают увлекаться бонсай. Описаны основные способы выращивания бонсай, приемы по созданию, формированию и поддержания здоровья дерева. Очень хорошо иллюстрированная книга.

В журнале пошагово описаны и визуализированы все особенности ухода за бонсай азалия на протяжении всего года. Показаны характерные для азалии стили бонсай, описана классификация видов азалий. Автор также останавливается на основных возможных болезнях и вредителях азалий и методах борьбы с ними. Журнал очень эффектный благодаря множественным красивым цветным фотографиям.

Эта книга — руководство для выращивания и формирования бонсай азалия. В книге также описаны 50 основных видов азалий. В журнале можно найти базовые техники ухода за бонсай (пересадка, стрижка после цветения и т.п.), а также уделяется внимание более продвинутым техникам, таким как прививка и стайлинг бонсай. В книге представлено множество качественных фото отличных бонсай азалия, отобранных на протяжении нескольких лет.

Автор книги — легендарная и известная личность среди истинных ценителей искусства бонсай. И сама книга — это произведение искусства. Книга богата красивыми иллюстрациями и фото разных видов деревьев бонсай с детальным художественным описанием вида и стиля каждого дерева. Держать в руках такую книгу — истинное удовольствие.

Новости:

Видео (кликните для воспроизведения).

Цветочная выставка земли Бранденбург 2019 — фото и впечатления нашего форумчанина

Формирование вертикального стиля бонсай

Дата статьи: 24.12.2007

Формирование вертикального стиля бонсай путем обрезки.

Первая обрезка формирует будущий ствол, его направление, определяет высоту и положение первой ветви, а также общую высоту миниатюрного деревца.

Здоровый однолетний сеянец образует обычно две почки, которые ближе всего располагаются к месту обрезки. Побег, развивающийся из верхушечной почки, становится продолжением ствола; из почки, расположенной ниже, формируют первую боковую ветвь; другие почки (если они есть) и появляющиеся из них побеги полностью удаляют. Боковую ветвь укорачивают на 1/3, если ее длина совпадает с высотой деревца. Аналогично формируют вновь образующиеся побеги.

В случае, если последующая часть ствола по своей длине минимум в два раза больше расстояния от поверхности субстрата до первой ветви, обрезку следует выполнить повторно. При этом ствол должен получиться немного короче оставшегося после первой обрезки.

Следующий этап выполняется таким образом: вторая почка сверху противостоит направлению роста первой ветви, из нее развивается вторая боковая ветвь, в то время как почка, находящаяся ближе всего к месту обрезки, снова формируется как часть, удлиняющая ствол, и при достижении соответствующей длины вновь обрезается.

Так же создается третья боковая ветвь.

При регулярной обрезке складывается определенный ритм развития ветвей, обеспечивающий попеременный рост боковых ветвей слева и справа.

Одновременно при каждой новой обрезке удается задать дереву такой «ритм» роста, который определит позднее его внешний вид.

Формирование вертикального стиля бонсай с помощью проволоки (лигатуры).

Молодое растение отгибается в сторону в том месте, где при формировании бонсай без проволоки делается первая обрезка. Отогнутая в сторону верхушка развивается затем как первая боковая ветвь. Ее многократно подрезают и сохраняют короткой. Почка, находящаяся ближе всего к месту сгиба, дает побег, как бы удлиняющий ствол.
Когда он достигнет определенной высоты, его направляют в противоположную сторону и формируют как вторую боковую ветвь. При этом расстояния между боковыми ветвями должны сокращаться по направлению снизу вверх.
Фаза развития почки, расположенной у сгиба, повторяется. Появившийся побег становится продолжением ствола. Так повторяется до тех пор, пока не будет достигнута желаемая высота деревца. Начиная с этого момента следует равномерно подрезать все побеги.

В статье были использованы материалы:

Вернер Буш. Бонсай в нашем доме. Перевод с немецкого: С. И. Егорова Изд-во Интербук-бизнес,1998.

Вольфганг Кольхепп Бонсай из деревьев европейских лесов. Изд-во Кристина & К.

Стили и формы формирования деревьев и кустарников в бонсай.

Любитель выращивания бонсай — это садовод и художник одновременно.

Садовод знает, как растёт дерево, как его можно пересадить, формировать, как надо поливать, чтобы оно существовало так же долго, как в природе.

Художник видит красоту дерева и старается придать ему совершенный вид.

Методика культивирования бонсай может быть почерпнута из книг, но художественное видение, неотъемлемое условие при создании бонсай, должно быть выражено конкретным создателем.

Большую пользу начинающему бонсаисту приносят наблюдения за деревьями, растущими в природе.

Стили бонсай не выдуманы человеком, они подсказаны ему самой природой.

Следовательно, стили, в которых культивируется растение, подразделяются на категории, соответствующие стилям и моделям произрастания растения в естественных условиях.

Деревья для бонсай принято подразделять на десять типов:

  • вечнозелёные, имеющие декоративный эффект в течении четырёх сезонов;
  • наиболее красивые при весеннем цветении;
  • деревья и растения, где главная красота в распускающейся весной нежной листве;
  • цветущие летом;
  • деревья, восхищающие летом своей густой зеленью, несущей прохладу;
  • деревья, плодоносящие весной, летом и осенью;
  • расцветающие осенью;
  • деревья, красота которых в яркой и пышной осенней окраске;
  • деревья, главная особенность которых в своеобразной форме веток или ствола, дающей им наибольшее преимущество зимой, когда сброшена листва;
  • цветущие в зимнее время и вдохновляющие при белом снеге.

После того как бонсаист выбирает тип растения, ему необходимо выбрать стиль выращивания.

Основные стили бонсай.

Теккан — правильный прямостоящий стиль.

Характеризуется прямым конусообразным стволом, толстыми корнями, равномерно направленными в разные стороны, кроной конической или шаровидной формы. Ствол дерева делится на три равные части. Нижняя часть свободна от ветвей, благодаря чему ствол, корни и кора видны. Средняя и верхняя часть ствола с ветками, расположенными в разных плоскостях. Ветви к вершине уменьшаются в размере пропорционально. Посадить прямостоящее дерево надо посередине контейнера. Этот стиль подходит почти для любого дерева.

Мойоги — неправильный прямостоящий стиль.

Отличается от прямостоящего тем, что ствол может быть изогнут в любой части. Изгибов ствола может быть много, но они убывают к вершине дерева. Для этого стиля контейнер подходит прямоугольный или овальный, чтобы была возможность посадить дерево асимметрично. Корни растения должны быть видны над поверхностью земли. Крона не должна выходить за рамки контейнера. Растения для этого стиля — сосна, дуб, клён, можжевельники.

Фукинагаси — стиль ствол на ветру.

Дерево посажено в контейнере таким образом, что ствол, ветви и корни направлены в одну сторону. Когда смотришь на дерево, создаётся впечатление, что все ветви постоянно обвеваются сильным ветром. Можно использовать сосну, берёзу.

Сякан — наклонный стиль.

Бонсай выращивается с наклонным стволом, неважно, толстым или тонким. Этот стиль отличается от дерева на ветру тем, что ветви растут с обоих сторон дерева. Используются хвойные породы — сосна, туя, можжевельники, секвойя, а также лиственные — клён, берёза, липа, дуб.

Сокан — стиль раздвоенный ствол.

Это два ствола, растущих из одного корня, один ствол зовётся «родитель», другой «дитя». «Родитель» должен быть толще и выше. Красота дерева зависит от эстетической сбалансированности в толщине стволов. Деревья с тремя стволами называются «Санкан», с пятью «Гокан». Посадка может быть как симметричной, так и асимметричной. Подходят ель, сосна, берёза, секвойя, вяз, можжевельник.

Хокидати — стиль дерево в форме метлы.

Это прямостоящий стиль. Ствол дерева прямой, посадка в контейнер строго по центру. Ветви дерева напоминают форму веера или метёлку, поставленную на ручку. Не все виды деревьев подходят для этого стиля. Используются вяз, дзельква, клён, кипарисовик, а вот берёза, ива, дуб совсем не подходят для этого стиля.

Есуэуэ — стиль роща.

Деревья сажают одного вида, но разные по возрасту, высоте и толщине, имитирующие лесной пейзаж. Обычно используют деревья одного вида, но для усиления впечатления иногда применяют сочетание вечнозелёных и листопадных деревьев. Поскольку три дерева не могут изобразить лесную поляну, то минимальным числом должно быть пять растений. Для этого стиля подойдет контейнер овальной формы.

Бундзинги — стиль писатель или ученый.

Один или несколько стволов с небольшим изгибом ветвей лишь в верхней части, крона негустая. Эта форма является естественной для дерева. Из пород деревьев подходят кедр, сосна.

Кенгай — стиль каскад.

Ствол дерева круто наклонен к горшку. Контейнер для этого стиля должен быть высоким и верхняя часть дерева может спускаться ниже контейнера. Для каскада делают столик—подставку на высоких ножках. Растения подбираются пластичные, которые легко гнутся, такие как азалия, можжевельники, кизильник.

Хан—Кенгай — стиль полукаскад.

Ствол и ветви дерева расположены горизонтально по отношению к контейнеру и могут спускаться до середины высоты контейнера. Можно использовать кизильник, можжевельники, сосну, азалию, плющ.

Неагари — стиль дерево стоящее на корнях или обнажённые корни.

Это корни, выступающие из почвы и придающие стволу необычный вид. Для этого стиля можно взять только те растения, которые образуют воздушные корни, например фикус ретуза, фикус бенгальский, фикус пумеля. Фикусы быстро образуют воздушные корни, которые переплетаются между собой в причудливые формы, придавая дереву особенный колорит.

Икада — стиль плот.

Характерная особенность стиля в том, что дерево сажают горизонтально, обрабатывая ветви так, чтобы они выглядели стволами. Образование из старого ствола и ветвей новых корней возможно при способности растения хорошо укореняться. Для этих целей подходят можжевельник казацкий, бересклет, фикус.

Сэкижежу — стиль дерево на камне.

Дерево своими корнями оплетает камень—скалу, и корни уходят в землю. В контейнере камень может быть заглублён в землю. К посадке растений на скале надо подходить творчески, в созвучии с природой, склонной к асимметрии. Никогда нельзя размещать ствол в центре поверхности скалы и стремиться, чтобы корни равномерно её оплетали. Два корня, направленные почти параллельно и прочно цепляющиеся за выступы, создадут тот эффект, который от дерева требуется. Для этого стиля подойдут сосна, клен, гинкго, можжевельники, фикусы, кедры.

Таримики — стиль дерево без коры.

Ствол лишён коры, по типу мёртвого дерева. В природе можно увидеть дерево, в которое попала молния и часть его обгорела, но другая часть остаётся живой. Этот стиль достаточно сложен, нужно искусственно умертвить любую часть дерева так, чтобы это было, во—первых, красиво, во—вторых, чтобы эта операция не привела к гибели всего растения.

Банкой — стиль закрученный ствол.

Ствол закручивается в тугой узел у основания. Для этого стиля подойдет фикус или гинкго. Деревья берутся молодые, чтобы при изгибе ствол не сломался. При дальнейшем росте растения части ствола, завязанные в узел, будут утолщаться и со временем срастутся в красивое утолщение.

Кабудати — стиль с несколькими стволами.

Множество стволов растут от одного основания, обычно от пня. Для этого стиля надо брать растение, которое быстро возобновляется прикорневой порослью в случае гибели основного ствола. Наиболее подходящими являются вяз, граб. Из тропических и субтропических растений — кармона, серисса, мальпигия.

Сожу — стиль с двумя стволами.

Стиль, образованный двумя стволами. Этот стиль прост в изготовлении. Необходимо взять деревья одного вида, но разного размера и посадить их в достаточной близости друг от друга. Для этого стиля используются все виды растений, из которых формируется бонсай.

Возможно также и смешение стилей — среди посаженной рощи может быть дерево в стиле Таримики.

Самое главное — не забывать, что вид бонсай должен быть естественным, как в природе.

Новости:

Яндекс Диск- создание альбома, загрузка фото
Убедительная просьба — не грузите фото на Яндекс, ссылки на фото в сообщениях через сутки пропадают!

Читайте так же:  Колокольчик скученный — посадка, уход и выращивание из семян многолетнего цветка в домашнем саду

Японские стили бонсай

Дата статьи: 22.12.2007

Согласно многовековым японским традициям сложились определенные классические стили бонсай, ориентирующиеся на внешний вид естественно произрастающих деревьев. Разумеется, каждое растение обладает специфическими признаками, совокупность которых определяет его ярко выраженную индивидуальность. Благодаря именно этим качествам бонсай производит незабываемое впечатление.

Стили бонсай:

Метлообразная форма, хокидати.

В безлиственном состоянии кроны бонсай с метлообразной формой выглядят очень филигранно и имеют графический эффект. В подавляющем большинстве случаев для этого стиля используются вязы. Ветви выходят из одной центральной точки ствола и равномерно расходятся во все стороны. Даже корни горизонтально расходятся во все стороны. При метлообразной форме не образуется какой-то одной доминантной ветви, напротив, все скелетные ветви имеют примерно одинаковую толщину. По мере роста и развития деревца иногда случается так, что отдельные ветви становятся толще остальных и начинают доминировать. Такие ветви необходимо сильно укоротить или вырезать совсем.

Классический вариант бонсай формируется в результате прищипки верхушечного побега на 1/3 общей высоты ствола. Когда пробуждаются почки, образуется У-образная форма кроны. В дальнейшем ветви прищипываются, что и создает искомую форму кроны. Для данного стиля наиболее пригодны лиственные виды деревьев, имеющие в природе раскидистую, широкую крону.

Согнутая ветром, фукинагаши.

Обозначение этой формы не нуждается ни в каких пояснениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Великолепный наглядный материал можно найти на морском берегу, где ветры и бури всегда дуют с одной стороны, благодаря чему растущие там деревья приобретают согнутую ветром форму.

Плотообразная форма, икадабуки.

Плотообразная форма встречается в коллекциях бонсай редко. Ее формируют из односторонне растущего дерева, которое располагают горизонтально на почве и заново укореняют. Благодаря этому часть ветвей деревца располагается почти вертикально и по истечении нескольких лет образует множество стволов. Для формирования бонсай этого стиля используют исходные растения, у которых с одной стороны располагается много ветвей. Позднее из них образуются стволы. Ненужные ветви с противоположной стороны вырезаются прямо у ствола. По всей длине ствола со стороны срезанных ветвей делаются неглубокие насечки, чтобы ускорить образование новых корней. Затем с помощью полосок ткани или лыка растение вдавливают в почву и фиксируют в таком положении.

В контейнер помещают растение горизонтально.

С одной стороны ветви полностью вырезаются и на коре делаются насечки.

С помощью полосок ткани ствол закрепляется в плошке до тех пор, пока он не укоренится

Классический вертикальный (токкан).

Классический стиль одиночного прямостоячего дерева с мощными, равномерно распределенными по сторонам корнями. Дерево имеет идеально прямой ствол, конусообразно сужающийся по направлению к вершине, четко различаются передняя и задняя стороны.

При рассмотрении миниатюрного деревца указанной формы спереди можно увидеть ветви, отходящие от ствола попеременно влево и вправо. Как правило, ветви растут горизонтально, несколько провисая. Самая нижняя ветвь должна быть и самой сильной, а ветви, следующие по направлению к верхушке, должны постепенно становиться все более тонкими.

Исходя из направления ствола миниатюрного деревца, различают «строго прямую форму» (токкан или chokkan), когда бонсай имеет идеально прямой ствол.

Данный стиль подходит для деревьев всех пород.

Также имеется «свободная вертикальная форма» (моёги, татики), при которой ствол изменяет несколько раз направление роста, т.е. совершает своего рода «движения». Данный стиль характерен, в основном, для различных видов хвойных растений.

Каскадная форма, кенгай.

Каскадные формы деревьев встречаются в природе на крутых обрывах и отвесных скалах.

Они очень глубоко укореняются в скальных породах и растут вниз, свисая со скалистого грунта.

Чтобы бонсай с каскадной формой выглядели эффектно, их располагают на специальных высоких столиках.

Лесной стиль, ёсе-уэ.

Многоствольный стиль, имитирующий миниатюрный лес.

Деревья (нечетное количество) должны быть разными по высоте. Для усиления перспективы задние деревья с густыми нижними ветвями и плотной кроной размещают более компактно, у передних оставляют открытые стволы с разреженной кроной.

Главное дерево сажают впереди, по обе стороны и немного позади от него располагают два других высоких дерева.

Неровный рельеф поверхности почвы, камни, дополнительные низкорослые растения делают композицию более естественной.

Литературная форма, бундзиндзи.

Очень своеобразная форма с частыми изгибами и оборотами ствола и слегка наклонной обшей линией ствола.

Очень часто бонсай этого стиля формируют из хвойных пород деревьев.

В качестве исходного материала используют густоветвистые до самой земли деревца, нижнюю часть ствола которых полностью оголяют от веток.

Обязательным условием является молодая, растущая вверх ствольная часть на очень мощном старом основании ствола.

Верхушка растения должна быть хорошо сформирована. Часть ветвей должна располагаться уступами, примерно от 3 до 7.

Раздвоенный ствол, сокан.

Форму с раздвоенным стволом можно вырастить как из одного корня, так и из двух отдельных корней. При выборе растений очень хорошо, если используется одно более сильное и одно более слабое растение. Благодаря этому бонсай с раздвоенным стволом получается более гармоничными. Форма с раздвоенным стволом далеко не всегда должна быть строго вертикальной. Она может быть также и слегка наклонной.

Полукаскадная форма, хан-кенгай.

Исконная природная форма полукаскада встречается у деревьев в горах, растущих на наклонном основании.

При формировании полукаскадной формы самая нижняя ветвь бонсай не должна доходить до нижней кромки контейнера (плошки).

В качестве контейнеров используют плошки средней высоты круглой, квадратной или шестиугольной формы.

Многоствольная форма, кабудати.

Аналогично плотообразной форме у бонсай этого стиля многочисленные стволы отходят от одного корня.

При этом основная форма может быть строго вертикальной, наклонной или согнутой ветром.

Наклонный ствол, сякан.

Форма, часто встречающаяся в коллекциях бонсай.

Сформировать бонсай этого стиля можно практически из всех пород деревьев.

Это могут быть бонсай как с тонкими, так и с очень толстыми и мощными стволами.

По возможности должна быть четко видна часть корней, чтобы создавалось впечатление, будто дерево немного выворочено из земли ураганом.

Чтобы ориентироваться в формах и стилях, необходимо знать, из какой породы деревьев можно сформировать ту или иную форму. Например, из сосны с длинными иглами нельзя сформировать маленький бонсай, который был бы пропорциональным, то есть имел бы правильную пропорцию размеров самого деревца и его хвои. Это значит, что бонсай высотой 15 см с иглами длиной 8-10 см будет выглядеть непропорциональным. Существует большое количество форм и стилей бонсай, с которыми начинающему любителю не справиться. Поэтому целесообразно выбирать такие типовые формы, которые легко понять, но которые вместе с тем обладают огромным эстетическим воздействием. Это в первую очередь формы, растущие прямо или слегка наклонно или имеющие немного согнутый ветром облик.

За сложные, причудливые и сверхдинамичные формы новичку браться не стоит. Только после приобретения опыта и развития в себе чувства формы можно приступать к формированию бонсай сложных форм и стилей. Этот опыт приобретается не с помощью только специальных книг или журналов, он предполагает также и многолетнюю практическую тренировку на живом материале, поскольку научиться формировать бонсай можно только при помощи формирования бонсай.

В статье были использованы материалы:

Вернер Буш. Бонсай в нашем доме. Перевод с немецкого: С. И. Егорова Изд-во Интербук-бизнес,1998.

Вольфганг Кольхепп Бонсай из деревьев европейских лесов. Изд-во Кристина & К.

Франсиско Хавьер Алонсо де ла Пас. Бонсай. Большей aтлaс / Пер. с исп. — М БММ АО, 2001. — 192 с: ил

Новости:

Цветочная выставка земли Бранденбург 2019 — фото и впечатления нашего форумчанина

Читайте так же:  Особенности выращивания монстеры в домашних условиях освещаем по полочкам

Формирование комнатного бонсай

Дата статьи: 24.12.2007

Многие древесно-кустарниковые растения, пригодные для выращивания бонсай в домашних условиях, предлагаются в специализированных магазинах в виде одно- или многолетних комнатных растений. К ним относятся некоторые виды фикусов, например фикус Бенжамина.

В специализированных торговых фирмах можно приобрести так называемые молодые растения, которые после многократной обрезки уже подготовлены для дальнейшего формирования в качестве бонсай. По сравнению с методами, описанными выше, при использовании молодых растений довольно сильное миниатюрное деревце получают в более короткие сроки. Однако при формировании бонсай необходимо учитывать уже заданную форму купленного в магазине растения, например определенное направление ствола деревца. Как правило, ствол имеет такую толщину, что почти невозможно осуществить какую-либо корректировку его формы.

При покупке комнатного растения в цветочном горшке оцените внешний вид ствола и расположение основных ветвей. Ствол должен быть достаточно толстым у основания, что достигается путем многократной обрезки по направлению вверх. Дома растение вынимают из горшка, удаляют сверху землю — так, чтобы обнажились сильные корни. В том месте, где корни отходят непосредственно от ствола, начинается основной ствол бонсай (корневая шейка). Затем путем обрезки нижних ветвей определяется высота деревца. Снизу убирают все ветви до той, которая станет первой ветвью бонсай. Она и будет самой сильной в кроне дерева. Первое дерево рекомендуется сформировать в метлообразном или вертикальном стиле.

При создании метлообразного стиля в том месте, где находится первая ветвь бонсай, оставляют по возможности одинаково растущие ветви и удаляют основной ствол. Для вертикального стиля желателен ствол, который возобновляется по направлению вверх. При первом формировании удаляют несколько ветвей, чтобы спереди были видны перемежающиеся слева и справа побеги; по мере движения вверх они становятся все тоньше. Чтобы придать растению вид старого дерева, можно формировать ветви горизонтально направленными или слегка провисающими. В этом случае следует закреплять их с помощью проволоки.

Читайте так же:  Красивые грядки своими руками

Таким образом удается зафиксировать ветви бонсай в нужном положении. При выращивании бонсай в домашних условиях рекомендуется удалять проволоку уже через 4-6 недель, чтобы избежать ее врастания в деревце. Если после удаления проволоки ветви не сохраняют желаемого положения, их закрепляют с помощью новой проволоки.

Методы формирования.

Даже если бонсай окончательно сформировался, необходимо постоянно работать с растением, чтобы сохранить его внешний вид. Для этого желательно иметь определенный набор инструментов: плоскогубцы для снятия коры при формировании стиля «Джин», 2 пары ножниц для обрезки ветвей и листьев, кусачки вогнутой формы и кусачки для удаления более толстых ветвей.

Регулярная обрезка является одним из основных способов сохранять миниатюрность бонсай. Какие ветви и насколько следует укоротить, зависит от состояния растения и стадии развития, на которой оно находится к моменту очередной обрезки.

Чтобы молодое растение быстрее развивалось и крепло, старайтесь не препятствовать росту побегов. При обрезке нижние ветви оставляйте достаточно длинными.

Сформированные бонсай подрезают на более ранней стадии для образования разветвленной и густой кроны.

Путем регулярной обрезки удается задать направление роста ветви — в пазухе листа, ближе всего находящегося к месту обрезки, расположена почка, которая превращается в молодой побег. Этот побег растет приблизительно в том же направлении, в котором ориентирован лист.

Иногда при формировании растения необходимо удалить ветви полностью. Для этого применяют специальные кусачки вогнутой формы, режущая поверхность которых входит в дерево, оставляя срез той же вогнутой формы. Благодаря этому быстро заживают места обрезки, не оставляя каких-либо заметных следов.

Обрезка ветвей.

Чтобы иметь возможность влиять на размеры и форму бонсай, растения определенным образом обрезают. Обрезка побегов и ветвей относится к самым первым действиям, которые проводят с живым растением, когда из него формируют бонсай. Обычно новички начинают с формирования бонсай из быстрорастущих лиственных деревьев с мелкими листьями. Для того чтобы развить в себе чувство формы, в самом начале проводят дугообразную обрезку кроны дерева. Обрезка отдельных частей ветвей поначалу представляет для новичка некоторые трудности. Чтобы определить лишние или неподходящие ветви, которые необходимо вырезать, требуется некоторый опыт.

Читайте так же:  Секреты выращивания каламондина в домашних условиях

Однако основные правила обрезки бонсай можно относительно быстро запомнить:

  • Одну из расположенных друг напротив друга ветвей необходимо обрезать.
  • Перекрещивающиеся ветви следует удалить.
  • Слишком тонкие и слабые ветки, растущие от ствола, также необходимо удалить.

Все эти мероприятия необходимы для того, чтобы получить бонсай с четким и естественным распределением ветвей. Инструменты, необходимые для обрезки:

  • Специальные узкие ножницы для обрезки тонких ветвей и молодых побегов.
  • Кусачки для обрезки ветвей средней толщины.
  • Складная пилка для обрезки толстых ветвей.
  • Специальные кусачки вогнутой формы для вырезания неровностей на стволе, остающихся после удаления толстых ветвей.

Места срезов — открытые ворота для поражения растений бактериями, грибами и насекомыми-вредителями, поэтому их необходимо всегда обрабатывать специальными средствами, предназначенными для замазывания ран на деревьях. В продаже имеются различные средства, которые используются для этих же целей также и в обычном садоводстве. Жидкий лак-бальзам на акриловой основе можно наносить на места срезов в сырую погоду или в том случае, если из раны течет сок. Садовый вар представляет собой массу в виде замазки, которую наносят на сухие раны смоченными в воде пальцами. Для бонсай двух этих средств вполне достаточно.

Подходящим для обрезки временем является время, когда растения еще находятся в состоянии покоя. После проведенной в эти сроки обрезки деревце не теряет сок из ран и гораздо легче переносит подобное вмешательство. Тонкие ветки и молодые побеги можно обрезать круглый год.

Для основного (первого) формирования деревца с помощью обрезки ветвей необходимо правильно выбрать подходящее растение. Предназначенные для формирования бонсай растения должны иметь снизу доверху равномерно расположенные ветви. Для того чтобы иметь возможность выбрать главные ветви, растение должно быть густоветвистым. Растения, у которых мало ветвей, да еще к тому же не в тех местах, где нужно, для формирования бонсай чаще всего не подходят.

Чтобы при обрезке ветвей удалить именно ту ветку, которую необходимо, сначала можно закрыть ее рукой. После этого нужно внимательно посмотреть на растение и решить, следует ли срезать ветку.

Исходные растения, у которых немного ветвей, оставляют любителю очень ограниченные возможности в выборе формы будущих бонсай. Необходим многолетний опыт формирования бонсай, чтобы из подобных растений получилось что-либо дельное.

Проведение первой радикальной обрезки также дает толчок к образованию новых молодых побегов. А это очень важно для будущего формирования бонсай.

В период, когда образуются молодые побеги, их необходимо удалить пинцетом, ножницами или большим и указательным пальцами. Если оставить расти эти новые побеги, то за несколько месяцев растение полностью потеряет свою первоначальную форму. Основная сила роста всегда направлена в первую очередь на верхушку растения. В результате нижние ветви начинают отставать в росте, деформируются или совсем отмирают. Таким образом, молодые побеги необходимо всегда удалять, чтобы растение росло равномерно и развивало гармоничную форму.

Читайте так же:  Виноград ванюша

Лиственные деревья можно обрезать в течение всего периода вегетации. Сколько раз производить обрезку и насколько подрезать молодые побеги, зависит от формы бонсай и желаемых размеров деревца. Так у маленького бонсай оставляют немного больше прироста побегов текущего года, чем у крупного высотой 60-80 см.

Молодые побеги у хвойных деревьев обрезают ножницами или прищипывают пинцетом только весной. Летом удаляют лишь очень буйно растущие побеги.

Чтобы сформировать миниатюрный и компактный бонсай ветви регулярно обрезают

Хорошо подросшее молодое растение обрезают по высоте будущего бонсай

Обрезка листьев

Чтобы бонсай выглядел гармонично, размер листьев должен соответствовать размерам самого бонсай. Бонсай высотой 20 см с листьями длиной 10 см и более будет непропорциональным. В этом случае естьвозможность обрезать листья. Правда, далеко не все лиственные деревья переносят обрезку листьев.

В период активной вегетации, когда первые листья уже хорошо вызреют, их можно срезать. Примерно через 4 недели на побегах отрастают новые, более мелкие и более многочисленные листочки. У деревьев с листочками на длинных черешках обрезают только сами листья, оставляя черешки на ветках. Листья без черешков отщипывают или обрезают специальными ножницами или секатором прямо на побегах.

Если в течение лета отдельные листья вырастают очень крупными, при необходимости ихудаляют. Перед и непосредственно после проведения обрезки листьев бонсай не подкармливают удобрениями и немного меньше поливают.

После удаления листьев растение необходимо разместить в немного притененном месте, пока на нем не образуются новые листочки. Обрезка листьев — это всегда огромная нагрузка на дерево, поэтому ее необходимо проводить только на сильных и абсолютно здоровых экземплярах, и только на тех, которые незадолго до этого не подвергались сильной обрезке ветвей до старой древесины.

Обрезка корней.

В статье были использованы материалы:

Вернер Буш. Бонсай в нашем доме. Перевод с немецкого: С. И. Егорова Изд-во Интербук-бизнес,1998.

Вольфганг Кольхепп Бонсай из деревьев европейских лесов. Изд-во Кристина & К.

Классический стиль бонсая — Токкан

Среди множества стилей, которые сложились в многовековой традиции бонсай, одним из наиболее

распространенных и элегантных считается Классический стиль –Тёккан, Токкан, Чоккан (Chokkan).
Как правило, именно с него начинающий бонсаист формирует свою первую коллекцию карликовых садов.

Это и понятно. Четкие, простые линии стиля Chokkan воспроизвести сравнительно просто, а получив первый опыт можно перейти затем и к другим, более сложным формам.

Таким оно формируется и в благоприятной природной среде – в защищенной от воздействия грозных стихий, хорошо освещенной и плодородной местности, с мягким, влажным климатом, без жесткой конкуренции произрастающих слишком близко друг к другу растений.

Эти условия определили и отличительные особенности стиля Chokkan, а именно:

    Прямой, постепенно утончающийся от корней к макушке, не имеющий изгибов ствол;
    Трехчастное, пропорциональное деление ствола. Нижняя его часть, напрочь лишенная веток, позволяет любоваться корою деревца и его поверхностными корнями;
    Поверхностные корни хорошо развитые, толстые, разнонаправленные. В идеале их бывает от трех до пяти, но иногда и больше;
    Кора деревца Chokkan грубая, хорошо структурированная, потрескавшаяся от времени;
    Средняя и верхняя части деревца составляют полную противоположность части нижней. На них – в разных плоскостях, вверх по спирали, постепенно уменьшаясь к макушке, – располагаются ветви;
    Обычно хорошо развитые, ветви могут распределяться строго горизонтально, слегка устремляться кверху или же клониться вниз;
    Первая ветка деревца, расположенная на 1/3 его высоты и растущая строго вправо, как бы отделяет нижнюю часть ствола от средней;
    Ветка вторая, в свою очередь, ориентирована влево;
    Третья ветка произрастает между первыми двумя. Пушистая и разветвленная, она создает общее впечатление пространственной глубины;
    Две нижние ветки, растущие по бокам деревца, направляются к середине ствола, но так, чтобы контур его оставался хорошо просматриваемым;

    Выше третьей ветви деревца Токкан располагаются еще три. Они более мелкие, обычно поднимаются кверху, создавая пушистую лиственную крону;
    В верхней части ствола, над третьей веткой, формируются обычно еще три. Короче и тоньше по сравнению с нижними, они загибаются к верху, образуя при этом пышную крону из листьев;
    Формировка ветвей, их распределение по стволу не строго симметричны – чем выше, тем короче и тоньше они становятся;
    Верхушка (или же макушка) деревца в стиле Чоккан утопает в листве, придающей ей форму пирамиды или шара – в зависимости от породы дерева;

Общий силуэт деревца Тёккан, его контур – конический;

Конечно, формирования деревца в Классическом стиле Чоккан требует особого подхода. Для того чтобы его создать, растение следует изначально высаживать в центр овального либо прямоугольного контейнера. Обрезка и своевременное удаление лишних веток обеспечивают его равномерное освещение, а равномерное распределение их по стволу усиливает, к тому же, ощущение пространственной глубины.

Для формирования деревца или целого миниатюрного парка в стиле Тёккан (Chokkan) могут использоваться такие породы деревьев, как серисса, яблоня, индийский финик, сосна, азалия, каменный и пробковый дуб, ясень, клён, бук, дзельква, гинкго, слива, липа, вяз, а также апельсиновое дерево.

Источники

Стили бонсай — классификация и правила формирования (с фото)
Оценка 5 проголосовавших: 1